Недавно я наткнулась в «Фейсбуке» на бурное обсуждение статьи о нас, «мастерах слова». В ней шла речь о том, что копирайтеры/веб-райтеры не умеют объективно оценивать чужие материалы.
Начинается текст с таких слов.
Автор довольно резко сказал о нашем непрофессионализме. А заголовок и ключевые мысли статьи вызвали бурю возмущения в копирайтерском сообществе.
Но давайте посмотрим на ситуацию взвешенно, без эмоций.
Можете ли вы объективно отличить хорошую статью от плохой? А найти в личной статье недочеты, заметные заказчику?
Поверьте, делать это сложно. Но необходимо.
Кстати, любая попытка оценить свои первые работы — это больная тема для меня. Это как испытание — смотреть с высоты опыта на старые недостатки. Но такие пытки мотивируют расти и работать лучше!
Потому я делюсь с вами конкретными критериями оценивания любой статьи.
Речь пойдет и про особенности оформления, и про смысловые критерии. Начнем с первого пункта.
Любой статье — красивую обертку!
Представим ситуацию: в рабочий перерыв вы выбираете шоколадный батончик для ланча.
Он должен быть вкусным, питательным, по возможности натуральным, придать силы. Но в первую очередь вы посмотрите на обертку, не так ли?
Ваш читатель ведь тоже открывает статью в обед (в свободное время), чтобы развлечься, похвастаться новыми знаниями.
И да, он смотрит на «обертку» статьи. А обертка — это и есть визуальные критерии. Разберем их!
- Удобство текста
Легко ли прочитать статью? Не слишком ли мелкий текст? Быстро ли вы находите абзац с ответом на свой вопрос?
Заметьте: в этом тексте есть отдельные блоки, подзаголовки, списки, а длина абзацев не превышает 4 строк. И это упрощает чтение!
- Красивые картинки
Яркие картинки удерживают нас возле торговых витрин и на сайтах. А инструкции и некоторые обзоры выглядят просто бессмысленными без иллюстраций или фото.
Но перейдем плавно к следующему критерию красивой обертки!
- WOW-эффект
Новый шоколадный батончик человек порой покупает ради яркой дизайнерской обертки. А значит, статью он откроет, заметив намек на скандал, яркую историю, неожиданную новость, задетые чувства автора.
Любой текст с WOW-фактами имеет много шансов на успех!
Кстати, оригинальный авторский стиль подачи материала тоже задает интригу. Если, конечно, этот стиль не скучный, без сложных научных терминов.
ОДНАКО заметьте: если статья нелогична и поверхностна, яркие факты и авторские эмоции только частично «спасут» ее от полного провала. Но не удержат читателей, которые ценят логику и пользу!
Потому перейдем к более глобальному вопросу!
Как оценить пользу статьи
Итак, вы выбрали альтернативу сладкому ланчу. В нашем случае — статью с красивыми картинками, интригой.
И с удовольствием погружаетесь в чтение, забыв про обед.
Но что-то смущает. Возможно, «вкус» (то есть смысл), скрытый под красивой оберткой?
Разберем блок критериев, которые помогают оценить смысловую нагрузку.
- Ответ на конкретный запрос
Когда вы вводите вопрос в поисковик, вы видите статьи, написанные под вашу вопросительную фразу.
Какую из них вы прочитаете до конца и сохраните? Наверняка ту, в которой есть четкий, понятный ответ.
Развернутый ответ должен быть изложен четко и аргументирован.
Это — первый и главный критерий качества любого текста!
- Информативность
Выискивая в глобальной сети советы или подсказки, мы с удовольствием перечитываем интересные факты, открытия. Потому самые успешные статьи — те, которые начинаются с полезностей, жизненных примеров, а не с общих фраз.
Оценивая свои материалы, обязательно смотрите на первый абзац. Дает ли он полезную информацию? Цепляет ли?
- Новизна
Большинство статьей, опубликованных в интернете, — это рерайты чужих текстов. Оттого особенно ценятся экспертные материалы, с элементами новизны, открытиями.
- Достоверность
В рерайтах есть еще один недостаток — обилие непроверенных фактов. Мифы, ложные советы кочуют с сайта на сайт. Потому правдивость и объективность — лучшая изюминка для красивой статьи!
Пишите о том, в чем хорошо разбираетесь, и вам удастся избежать этой проблемы.
Не уверены в каком-то факте? Поищите блоги или онлайн-книги экспертов. Или форумы знающих людей.
Проверяйте информацию тщательно, и со временем вы станете легко отличать достоверные статьи от дешевых рерайтов!
Но что же важнее — обертка или содержание?
Вернемся к истории, с которой начинали разговор.
Копирайтеры/веб-авторы негативно оценили «обертку» статьи, поскольку не нашли в ней WOW-эффекта. Судя по отзывам, им хотелось зрелищ — историй, авторских эмоций.
НО основатели компаний, то есть главные читатели, хорошо оценили труд автора — суть статьи, полезные факты, открытия.
К сожалению, лично я часто сталкивалась с другим парадоксом. В красивых, разрекламированных, хорошо иллюстрированных журналах попадались очень поверхностные, избитые советы, без намеков на новизну и объективность.
Потому, заботясь о красивой обертке, обязательно наполняйте статьи смыслом.
Всем, кто дочитал до этого момента, предлагаю приятный подарок.
Хотите узнать, есть ли у вас способность писать статьи? Предлагаю набор упражнений из моей личной книги «Профессии на просторе интернета».
Этот набор могут получить первые 20 комментаторов. Просто оставьте любой позитивный комментарий с кодовой фразой «Хочу подарок».
Для оперативного получения подарка свяжитесь со мной удобным способом. Мои контакты — в правом блоке сайта.
Статьи или копирайтинг: как выбрать свое призвание
Хочу подарок.
Как классно вы всё объяснили: с юмором, без тягучих наставлений! Отлично!
Спасибо, Олеся!
Напишите мне в личку в ФБ -https://www.facebook.com/profile.php?id=100017170123461, на почту или свяжитесь любым удобным для вас способом.
Подарок отправила на e-mail.
Ух ты, а оформление сайта какое красивое! 🙂 Нравится Вас читать ))
Спасибо! Очень полезно. Пока просмотрела. Позже почитаю более внимательно. Спасибо!
Спасибо, Алла, полезная информация, которая очень пригодится, продолжу Вас читать и подарок хочу тоже🎈
Мария, спасибо! Напишу вам.
Чек-лист — это всегда полезно. Спасибо!
Алла, у Вс талант объяснять доходчиво и по существу.
Буду использовать Ваши рекомендации в своей работе!
С удовольствием буду Вас читать!
Спасибо, Анастасия!
Очень понравилась доступность изложения! Спасибо 🙂
Спасибо и вам за отклик!
Спасибо за рекомендации! Взяла себе на заметку 🙂
Спасибо и вам! Продуктивной работы!
Согласна с каждым написанным словом. Работаю в достаточно узкой нише – в трэвеле. Здесь огромная конкуренция, тонны путеводителей, туров (один другого краше) и лонгридов, за которые впору уже Нобелевскую вручать. Среди этой кучи шедевров выделиться не просто. Поэтому свежесть, польза, изюм и структура – наше все. Всегда нужно думать о читателе, а не о себе (таком офигенно маркетологе, которому законы жанра не писаны).
Ирина, спасибо. Замечательное дополнение! В интерьерной тематике это тоже важно.
Хочу подарок))))
Отлично! Евгений, скину на e-mail.
Хорошо написали и объяснили, доступно и понятно. Спасибо! Сохранила себе в закладки.
А подарки еще не закончились? Тоже хочу :))
Здравствуйте! Спасибо вам за отклик. Могу прислать вам подарок. Напишите мне на любой из контактов, указанных в правой части сайта. Или присылать на ту почту, с которой оставили комментарий?
Отправляю на электронную почту.
Спасибо, Алла! Удивительным образом попала на ваш сайт. Здесь удивительно тёплая атмосфера. Неожиданно получила ответ на важные для меня вопросы. Несмотря на солидный возраст, я в общем-то начинающий веб-райтер. Вы не задумывались о преподавательской деятельности? И да, я очень хочу получить подарок!
Оксана, спасибо вам за теплые слова!
Тренинговой и преподавательской деятельностью не занимаюсь. Предлагаю новичкам только книгу.
Подарок (отрывок из книги) пришлю вам на почту, указанную при публикации комментария.
Оксана, уже отправила подарок.